Олигофрения, часть2

Разновидности олигофрении — от дебильности до идиотизма

Олигофрения, часть2

Олигофрения характеризуется недоразвитием психики и интеллекта. Это врожденная или приобретенная в раннем возрасте слабоумие. Название болезни происходит от греческих слов малый и разум. В непрофессиональной среде, для обозначения олигофрении, более корректными считаются выражения “психическая недостаточность” или “психическая задержка”.

Причины возникновения олигофрении

Выделяют три группы причин олигофрении – комплексы внутренних (эндогенные), внешних (экзогенные) и смешанных факторов.

К причинам, имеющим внутренний характер, относят все виды психического недоразвития, которые могут быть вызваны хромосомными патологиями, наследственными специфическими нарушениями обмена веществ и различными генетическими синдромами. Причиной олигофрении такого типа могут быть различные метаболические заболевания и разные типы мукополисахаридоза.

Второй комплекс причин болезни, общего психического недоразвития у больного составляют внутриутробные инфекции при ношении плода, иммуноконфликт крови матери и ребенка, алкоголизм, наркомания и другие пагубные привычки матери, которые могут спровоцировать серьезные нарушения при снабжении плода питательными веществами, а также родовые и послеродовые травмы черепа ребенка.

Третью группу причин составляют факторы смешанной этиологии, имеющие как эндогенный, так и экзогенный характер. Самые тяжелые формы олигофрении развиваются именно под совокупным воздействием сразу нескольких, различного рода негативных, факторов.

Степени олигофрении

В зависимости от клинической картины болезни, коэффициента интеллекта и выраженности умственного дефекта больного различают 3 вида заболевания, 3 степени олигофрении:

  • Дебильность
  • Имбецильность
  • Идиотия.

Легкая степень

Легкую умственную отсталость, олигофрению легкой степени в научной литературе называют дебильностью. У больных, страдающих олигофренией в степени дебильности коэффициент интеллекта оценивается в пределах 50-70 баллов. Такие пациенты могут жить самостоятельно.

У них наглядно-образное мышление, отсутствует способность к абстрагированию, круг интересов ограничивается бытовыми вопросами. Больные имеют довольно развитую речь, способны совершать самые простые математические операции, могут отнять, сложить, посчитать деньги.

Они в состоянии усвоить навыки примитивного ручного труда, основные правила общественного поведения. К обучению, уже на этой стадии олигофрении, не проявляют никакого интереса.

Но надо отметить, что некоторые дети, страдающие легкой степенью олигофрении, несмотря на малопродуктивность мышления и нарушения психического развития, характеризуются частичной одаренностью.

Медлительность, без инициативность, инертность и плохое самообладание также считаются симптомами ранней стадии олигофрении. Больные слишком медленно и непрочно запоминают информацию, ослаблена способность концентрации внимания.

Они легковнушаемы и готовы подчиниться другим, при этом поступки страдающих дебильностью часто необдуманны, не целенаправленны, совершенно непредсказуемы. Наблюдается также усиление примитивных, например, сексуальных влечений.

Обращаем ваше внимание, что дебильность следует отличать от так называемой пограничной умственной отсталости, которая формируется в следствии внешних факторов и не имеет столь необратимых последствий.

Имбецильность

Средняя степень олигофрении, характеризующийся умеренной выраженностью интеллектуального недоразвития пациента, принятию называть имбецильностью. Олигофрения в степени имбецильности считается средним по тяжести расстройством психики и интеллекта, когда у пациентов наблюдается коэффициент интеллекта в районе 20-49 баллов.

Больные этой степенью олигофрении также могут себя обслуживать, выполнять простейшие упражнения. Мышление носит примитивный характер, больные косноязычны, словарный запас состоит всего лишь из нескольких десятков слов. Больные, страдающие имбецильностью также характеризуются инертностью, внушаемостью, отсутствием инициативы и потерянностью в новой обстановке.

При сохранении способности к самообслуживанию, люди, страдающие этой степенью олигофрении, часто оказываются не в состоянии выполнять даже самую примитивную производственную работу. Примечательно, что дети-имбецилы отличаются привязанностью к родным и близким людям, отмечается адекватная реакция больных на порицание или похвалу.

3 степени олигофрении

Глубокая форма умственной отсталости

Последней среди степеней олигофрении по степени тяжести является идиотия. Эта патология выражает самый глубокий уровень умственной отсталости, больные этой группы обладают коэффициентом интеллекта, не превышающем 20 баллов.

Разумеется, что мышление при таком глубоком уровне заболевания практически неразвито. Речь и мыслительные процессы практически отсутствуют. Пациенты плохо понимают и, следовательно, не воспринимают обращенную к ним речь.

Страдающие идиотизмом больные не способны действовать осмысленно, они общаются с окружающими только проявлением эмоций, выражающих удовольствие или неудовольствие.

Идиоты способны произносить лишь отдельные звуки или слова. Навыки самообслуживания полностью отсутствуют, больные целиком зависят от ухаживающих за ними людей.

При тяжелой форме заболевания, у пациентов снижены почти все виды чувствительности, даже болевые. Отсутствует разница между съедобным и несъедобным, горячим и холодным, высоким и низким, сухим и влажным.

Имбецильность и идиотия, в свою очередь, имеют по три степени развития, которые отличаются глубиной заболевания, причинами и сроками ее возникновения.

Мы представили основные симптомы и отличительные черты трех степеней умственной отсталости при олигофрении, основой борьбы с которыми является профилактика.

Первичная профилактика должна быть нацелена на охрану здоровья беременных и всестороннее диагностику плода, что может предупредить рождение больного ребенка.

Задача вторичной – раннее выявление и своевременное и полноценное лечение и реабилитация больных олигофенией.

Источник: http://7psihozov.ru/oligofreniya/raznovidnosti-oligofrenii.html

Олигофрения – степени, причины, симптомы и формы

Олигофрения, часть2

Умственное развитие является ведущим в становлении здорового человека. Если по каким-то причинам развиваются патологии в головном мозге, тогда это отражается на формах и различных степенях проявления олигофрении – недоразвитость речи, моторики, умственной и эмоциональной сфер. Симптомы проявляются ярко с самого детства, поэтому родители не смогут не заметить патологии у своего ребенка.

Сайт психиатрической помощи psymedcare.ru относит олигофрению к одной из распространенных патологий современного мира. Многие дети становятся умственно отсталыми по различным причинам, некоторые из которых относятся к приобретенным. Что влияет на развитие данной патологии, как она проявляется, следует знать родителям, чтобы еще на ранних стадиях развития болезни выявить ее.

Олигофрения не является излечимой болезнью. Однако при проведении эффективной терапии с ребенком можно поспособствовать его некоторому развитию и достижению уровню зрелости. Все зависит от вида олигофрении, которая у него наблюдается.

Что такое олигофрения?

Олигофрения может называться умственной отсталостью или слабоумием. Однако следует отличать олигофрению от деменции, которая возникает у человека преимущественно в пожилом возрасте в результате поражения головного мозга. Если говорить об олигофрении, то развитие человека в принципе не будет происходить.

Человек никогда не достигнет нормы, которая присуща взрослому индивиду.

Если же говорить о деменции (старческом слабоумии), то здесь человек большую часть времени является нормальным и развитым, просто по определенным причинам (следствие болезни) у него развивается поражение головного мозга, из-за чего его умственные и прочие способности теряются.

Олигофренией называется врожденная неспособность человека достичь нормального уровня развития.

Это обуславливается многочисленными причинами, в числе которых отмечается и наследственность, и тяжелые роды, и неправильное развитие в утробе матери.

Олигофрению сложно проследить, поскольку нет четкой градации того, как она выявляется. Можно лишь предположить количественное соотношение здоровых и больных детей.

Олигофрения – это неизлечимое заболевание, которое требует постоянной диагностики и лечения. Скорее всего, олигофрен будет постоянно нуждаться в посторонней помощи, хотя отмечаются случаи самостоятельности отдельных больных.

перейти наверх

Причины олигофрении

Олигофрению могут спровоцировать следующие факторы:

  1. Ионизирующее облучение матери во время беременности.
  2. Тяжелые роды (например, асфиксия ребенка).
  3. Недоношенность малыша.
  4. Химические или физические поражения во время беременности.
  5. Травмы головы ребенка.
  6. Гипоксия головного мозга.
  7. Инфекционные заболевания на головной мозг.
  8. Генетическая предрасположенность, которая становится причиной в 50% случаев.

Также олигофрения может быть результатом педагогической запущенности ребенка. Отсутствие какого-либо контакта с ребенком, развития, обучения и прочих форм развития просто приведет к тому, что малыш будет отставать от своих сверстников, хотя по факту будет вполне здоровым.

перейти наверх

Олигофрения подвергается различной классификации. Рассмотрим ее:

  1. По степени выраженности (традиционная классификация):
  • Дебильность – когда симптомы слабо выражены.
  • Имбецильность – когда симптоматика проявляется на среднем уровне.
  • Идиотия – когда уровень симптомов очень высокий и делает человека абсолютно несамостоятельной личностью по жизни.
  • Легкая – уровень интеллекта достигает 50-70 баллов.
  • Средняя – уровень интеллекта у индивида достигает 35-50 баллов.
  • Тяжелая – уровень интеллекта у больного достигает 20-35 баллов.
  • Глубокая – уровень интеллекта еле дотягивает до 20 баллов.
  1. Классификация по М. С. Певзнер:
  • Олигофрения неосложненная.
  • Нарушение нейродинамики, которая может проявляться в трех формах: слабость основных нервных процессов, превалирование возбуждения над торможением, превалирование торможения над возбуждением.
  • Недостаточность лобных долей.
  1. Классификация по М. С. Певзнер, которая была усовершенствована:
  • Олигофрения неосложненная.
  • Олигофрения с лобной недостаточностью.
  • Нарушение нейродинамики (возбудимые и тормозные).
  • Умственная отсталость с психопатоподобными поведенческими нарушениями.
  • Олигофрения при нарушении различных анализаторов.

перейти наверх

Диагностика олигофрении

Олигофрению трудно диагностировать. Основной упор делается на симптоматику, которая должна проявляться у больных людей. Диагностика проводится по следующим принципам:

  1. Наблюдается недоразвитость личности на эмоциональном, волевом, интеллектуальном и прочих психических уровнях, которые не дотягивают до нормы, присущей тому или иному возрасту.
  2. Умственная отсталость, сопровождающаяся другими соматическими или психическими нарушениями.
  3. Нарушение адаптивного поведения, которое можно исправить, если этому поспособствовать и создать соответствующие условия.
  4. Наблюдение поведенческих нарушений при отсутствии психических отклонений.
  5. Прохождение теста IQ, который показывает определенный уровень развития.

Е. Богданова предложила следующие критерии диагностики:

  • Малопродуктивная память.
  • Низкий интеллект.
  • Нарушение внимания, когда человеку трудно сосредоточиться, быстро переключается, неустойчив.
  • Недоразвитость речи общего характера.
  • Конкретность, некритичность мышления.
  • Отсутствие познавательных процессов.
  • Восприятие нарушено, что отмечается во фрагментарности, замедленности, низком объеме восприятия.
  • Неадекватность эмоций, отсутствие навыков контроля своих чувств, отсутствие воли.

Трудности в выявлении олигофрении заключаются в том, что она во многом может быть похожа на другие патологические признаки и на начальную стадию развития шизофрении.

перейти наверх

Формы олигофрении

МКБ-10 выделяет 4 степени олигофрении: легкую, среднюю, тяжелую и глубокую,  которые отличаются уровнем интеллектуального развития человека. В зависимости от этиологии олигофрении выделяют такие ее формы:

  1. Первая – провоцируется наследственным фактором и включает истинную энцефалопатию, болезнь Барде-Бидля, Дауна, Лоуренса-Муна, синдром Шерешевского-Тернера, Апера, Крузона, Марфана, Клайнфелтера, Рада, гаргоилизм, фенилкетонурию, галактоземию.
  2. Вторая – провоцируется патологиями во время внутриутробного развития: врожденный сифилис, инфекции, листериоз, токсоплазмоз, токсические факторы, гормональные нарушения.
  3. Третья – в период развития плода, спровоцированные конфликтом резус-факторов, послеродовым периодом или жизнью в течение первых 3 лет (врожденная гидроцефалия, травмы головы, инфекционные заболевания, недоразвитость).

Отдельно выделяют истинную (первичную) олигофрению и ложную (вторичную).

Самой популярной классификацией остается выделение трех видов олигофрении по степени проявления симптомов и уровню интеллекта:

  1. Дебильность – уровень интеллекта у них колеблется от 50 до 70 баллов. Такие индивиды могут быть самостоятельными в отдельных сферах жизни, если их научить определенным механическим действиям. В противном случае они окажутся малоадаптированными. Дебильность относится к легкой форме олигофрении, которая может быть значительно устранена. У таких больных нарушено абстрактное мышление, они не могут производить сложные операции в голове и усваивать сложную информацию. Они не обладают своим мнением и суждениями, склонны перенимать чужие взгляды и становиться ведомыми. Речь их и поступки шаблонны, поскольку они не могут самостоятельно продумывать и фантазировать. Они лишь усваивают информацию, обладают механической памятью, поэтому в некоторой степени они могут обладать талантами, не требующими творческого подхода. Дебилы легко внушаемы, примитивны в своих желаниях. Преимущественно они добродушны, приветливы, милы, однако могут встречаться и агрессивные личности, озлобленные, упрямые, мстительные.
  2. Имбецильность – уровень интеллекта колеблется от 35 до 40 баллов. Такие личности полностью лишены абстрактного и обобщенного мышления, они не способны усваивать простые данные. Однако они могут обучиться простейшим навыкам самообслуживания и выполнения работы. Если им показать, как подметать, мыть посуду или совершать прочие простейшие действия, то они смогут себя обслуживать и даже зарабатывать на жизнь. Имбецилы обладают скудной речью, они предпочитают говорить коротко, их словарный запас очень маленький. Они не способны усваивать материал, могут запомнить лишь простую информацию. Склонны окружать себя привычными вещами и жить в знакомой обстановке. При любых изменениях чувствуют дискомфорт. Действия их примитивные, как и желания, речь преобладает шаблонными фразами. Здесь также больные могут быть как приветливыми, так и агрессивными.
  3. Идиотия – уровень интеллекта не превышает 34 баллов. Данные личности необучаемы, неуклюжи, полностью недееспособны и несамостоятельны даже на уровне элементарных навыков. У них речь может полностью отсутствовать, как и мышление. Воли нет, поэтому они могут поддаться любому влиянию. Их эмоциональные реакции простейшие и примитивные: раздражитель – ответная эмоция. Данная категория больных требует постоянного ухода за собой. Развивается данная форма на генетическом уровне.

перейти наверх

Олигофрения у детей

Олигофрения проявляется у человека в детском возрасте. У детей она обычно наблюдается в возрасте 3-4-х лет, когда уже должны отмечаться определенные достижения и интеллектуальные особенности. Олигофрения является врожденной болезнью, а не приобретенной в течение жизни. Поэтому трудности в обучении, запоминании и развитии у ребенка проявляются с раннего возраста.

Олигофрения у детей проявляется во всем. Они не играют в разнообразные игры, а предпочитают конкретные виды деятельности. Предпочитают быть в уединении, нежели общаться с детьми. Они достаточно замкнутые. Их речь развивается очень поздно или вообще не проявляет себя. Здесь отсутствуют какие-либо стремления и разнообразные интересы.

перейти наверх

Лечение олигофрении

Олигофрения лечится лекарствами и психотерапевтическими методами. Лекарства назначаются в зависимости от причин заболевания и сопутствующих органических нарушений мозга. Они назначаются только врачами. Психотерапия включает различные направления:

  1. Установление контакта родителей с ребенком.
  2. Обустройство домашнего быта в соответствии с потребностями малыша.
  3. Прохождение различных процедур и консультаций.
  4. Развитие творческого начала.
  5. Обучение элементарным навыкам.

Олигофрены не обучаются вместе со здоровыми детьми. Их помещают в специальные учреждения.

перейти наверх

Прогнозы

Олигофрения становится неприятным диагнозом для родителей, которые явно ожидали растить и воспитывать здорового малыша. От взрослых потребуется немало терпения и знаний по уходу за «особенным» малышом, который может потребовать к себе всецелого внимания.

Источник: http://PsyMedCare.ru/oligofreniya-simptomy-formy

Ребенок-олигофрен.

Олигофрения, часть2

Термин «умственная отсталость», или «олигофрения» (дословный перевод – «малоумие»), применяется в психиатрии с 1915 года. Согласно определению, принятому в отечественной психиатрии, олигофрения – это нарушение психического развития (в первую очередь, интеллектуального), связанное с органическим поражением нервной системы.

Проявления патологии и ее диагностика

Существуют разные виды классификации умственной отсталости. В американской психиатрии выделяют четыре ее степени: легкая, средняя, тяжелая и глубокая. По структуре нарушений олигофрения делится на 5 видов, в зависимости от того, чем еще осложнено нарушение интеллекта.

Среди отечественных психиатров распространено деление умственной отсталости на три степени: дебильность(легкую), имбецильность (среднюю) и идиотию (тяжелую), а определяется она в зависимости от коэффициента интеллекта (IQ).

Ребенок проходит тестирование и набирает определенное количество баллов, в соответствии с которым специалист (врач, психолог) делает заключение о той или иной степени умственной отсталости.

Но взгляды на надежность такого способа диагностики у разных специалистов и в разных психиатрических школах расходятся.

Принято считать, что дети с легкой степенью умственной отсталости – дебильностью – способны овладеть речью для общения с окружающими, но испытывают трудности при решении интеллектуальных задач, понимании причинно-следственных отношений, обобщения.

Те, у кого отмечена имбецильность, овладевают речью в очень небольшом объеме, достаточном для выражения простейшей просьбы. Кроме того, у них можно сформировать простые навыки самообслуживания.

Что же касается детей с идиотией, они не в состоянии овладеть даже простейшими навыками самообслуживания и нуждаются в уходе в течение всей жизни.

Однако, несмотря на жесткую классификацию, поставить четкий диагноз здесь весьма сложно. Дело в том, что редко можно говорить об изолированной умственной отсталости, когда ребенок отстает в умственном развитии и при этом не испытывает трудностей во всех остальных сферах психики/

Чаще всего недостаточность интеллекта обычно сочетается с речевыми, эмоциональными, моторными нарушениями, внутренними заболеваниями.

При этом отставание речевого развития может быть обусловлено именно особенностями интеллекта, поскольку развитие речи и мышления ребенка происходит по двум параллельным, взаимосвязанным линиям, которые в определенный момент пересекаются и дают начало такому образованию как речевое мышление (или интеллектуальная речь).

Под термином «интеллект» понимают способность человека адаптироваться к изменяющимся условиям среды.

Если для первобытных людей актуальной была задача приспособиться к окружающей природе, избежать встречи с хищными животными и добыть себе пищу, то в современном мире на первый план выступает приспособление с социальной среде: по мере взросления ребенок учится общаться с окружающими, сообщать им о своих желаниях, а также осваивает игры, свойственные его возрасту.

Позднее перед ним ставятся другие задачи (усложняется игра, появляются обязанности по дому, начинаются занятия по подготовке к школе).

Малышу, который не пользуется речью, невозможно предложить стандартные тесты и задания, с ним нельзя побеседовать, трудно поиграть.

Специалист делает заключение о том, что у ребенка олигофрения, но не может определить ее степень, структуру нарушения, а это необходимо, чтобы правильно оказать помощь ребенку.

Возможные ошибки

Часто картина, характерная для умственной отсталости, оказывается связана с совершенно другими, неинтеллектуальными нарушениями.

Например, ребенок не может продемонстрировать свои возможности из-за нарушения речи (зная правильный ответ на вопрос, он не может выразить свою мысль, объяснить, что и зачем он делает) или особенностей эмоционально-волевой сферы (ему неинтересно взаимодействовать со специалистом, он не отвечает на вопросы, или говорит, что ничего не знает).

В последнее время признано, что для точного диагноза недостаточно результатов теста – важно оценить такие факторы, как степень адаптации ребенка к жизни в обществе, его способность к самообслуживанию, общению. Не менее важен уровень образования ребенка: многие дети не показывают высоких результатов при тестировании из-за недостаточности знаний и простого неумения выполнять задания педагога.

В силу этих, а также некоторых других причин, в группу умственно отсталых попадают дети с разными нарушениями, например, с алалией (нарушением речи) или ранним детским аутизмом (особенность эмоционально-волевой сферы, при которой трудности общения могут сочетаться с высоким интеллектом и творческими способностями).

Разграничение нарушения развития и педагогической запущенности, которая может приводить к значительной дезадаптации и отставанию в развитии, не обусловленному биологическими причинами, — очень важная задача диагностики. Ведь в каждом из таких случаев ребенку необходима определенная помощь, которая зачастую неэффективна при других нарушениях.

Только не изоляция!

В нашей стране с советских времен существовала система отделения «особых детей» от «нормального» общества. В итоге даже дети с относительно легкими нарушениями довольно быстро превращались в инвалидов, неспособных к самостоятельной жизни.

Малыши с диагнозом «олигофрения» при таком подходе вынуждены жить в замкнутом мире, они не видят своих здоровых сверстников, не общаются с ними, им чужды интересы, увлечения обычных детей.

В свою очередь, здоровые малыши тоже не видят тех, кто не соответствует «стандарту», и, встретив на улице человека с ограниченными возможностями, не знают, как к нему относиться, как реагировать на его появление в «здоровом» мире.

Сейчас можно утверждать, что традиция разделять детей по степени умственной отсталости и «отбраковывать» тех, кто не вписывается в определенные рамки (ставить клеймо «необучаемый», помещать в интернат, специальную школу), устарела и не приводит к положительному результату.

Если ребенок с подобной патологией живет дома, то сама ситуация стимулирует его осваивать разные навыки, он стремится общаться со сверстниками, играть, учиться.

Однако на практике происходит так, что малыша с диагнозом «олигофрения» отказываются принимать в обычный детский сад, школу, хотя право на образование имеет каждый ребенок, и предлагают обучение в специализированном учреждении или лечение.

Зачастую такой ребенок попадает в больницу. На госпитализации настаивает участковый педиатр, да и администрация детских учреждений требует заключения врачебной комиссии. Для любого специалиста, имеющего дело с таким малышом, характерно стремление помочь ему, используя для этого все доступные способы.

Поэтому если с ребенком работает врач, то основной, привычный и доступный ему способ помощи – госпитализация для обследования и лечения сопутствующих заболеваний (в том числе, и нервной системы), которые, как правило, встречаются у детей с олигофренией.

Но при этом ребенок попадает в замкнутый мир больницы, где его окружают такие же малыши, не способные самостоятельно овладеть необходимыми навыками.

От степени тяжести нарушения зависит, будет это способность полноценно общаться со сверстниками и осваивать школьную программу или ребенок не сможет сам научиться есть ложкой из тарелки, одеваться. 

Основное, что предлагает ребенку медицинское учреждение, это лечение. Квалифицированной педагогической помощи, своевременного обучения он не получает. А если и получает, то в минимальном объеме.

В семье малыш может наблюдать за старшим братом или сестрой, за соседскими детьми и стремится научиться играть, говорить, читать так же, как они. В больнице у ребенка нет такого примера, и он вместе другими детьми довольствуется примитивными играми и общением с помощью жестов.

Конечно, если малыш попал в больницу на определенное время (для проведения курса лечения или диагностики), то по возвращении домой у него будет возможность в некоторой степени восполнить недостаток общения, заботы и правильного обучения.

Но есть дети, которые живут в такой замкнутой системе постоянно – это те, от которых отказались родители, узнав, что ребенок родился «больным» «не таким, как все».

Семья и школа

Существовавшая в СССР система изоляции «особых детей» приводила к тому, что даже малыши с относительно легкими нарушениями довольно быстро превращались в инвалидов, неспособных к самостоятельной жизни.

Если ребенок живет дома, то эта ситуация сама стимулирует его осваивать разные навыки, он стремится общаться со сверстниками, играть, учиться.

В последнее время наметилась тенденция воспитывать детей с разными нарушениями развития дома, в семье.

Если раньше (20-30 лет назад) маму еще в роддоме уговаривали оставить «неполноценного» ребенка, сдать его в учреждение собеса, то теперь все больше детей-олигофренов оказывается под опекой любящих родителей, готовых бороться за их развитие и адаптацию в обществе.

С помощью близких людей такой ребенок имеет возможность претендовать на образование, лечение (в случае, если это необходимо), общение со сверстниками. Практика показывает, что даже самые «тяжелые» дети при условии правильного обращения с ними стремятся к общению и активности.

Малыши, не умеющие говорить, плохо понимающие речь окружающих, с интересом смотрят на детей и взрослых вокруг, начинают интересоваться игрушками, в которые играют их сверстники.

Через простые, доступные им игры начинается взаимодействие с педагогом, а потом – обучение ребенка тем навыкам, которые впоследствии окажутся для него необходимыми (есть ложкой, пить из чашки, одеваться).

Конечно, нельзя рассчитывать, что малыш с тяжелым нарушением интеллекта сможет преодолеть эту проблему полностью. Работа разных специалистов (педагога, психолога, врача и других) направлена на то, чтобы дать ребенку шанс максимально развить те способности, которые возможно.

Замечательно, если ребенок с неглубоким нарушением интеллекта сможет поступить в массовую школу около дома, где внимательная учительница с пониманием отнесется к его проблемам и поможет освоить доступную ему часть программы, удержаться в коллективе одноклассников, не превратившись в изгоя и «классного дурачка».

Хорошо, если малыш, не говоривший до семи лет, научится пользоваться речью для общения, сможет объяснить маме, чего он хочет.

Неплохо, если ребенок, долгое время не обращавший внимания на окружающих его людей и предметы, начнет смотреть и доступным ему способом реагировать на происходящие события – тогда мама сможет понять, что нужно ее малышу, что он любит или почему вдруг заплакал.

Профессиональная адаптация

Согласно существующему законодательству, все граждане имеют право на труд. Инвалиды – не исключение. Действительно, они имеют право получить рабочее место, выполнять ту работу, на которую способны, и получать за это зарплату.

На практике это очень трудно реализовать. Действительно, для того, чтобы человек с ограниченными возможностями мог работать, нужны специальные условия.

То, что обычные люди выполняют легко, с минимальными затратами времени и сил, инвалид будет делать гораздо дольше, возможно, сделает больше ошибок, ему надо будет чаще отдыхать. Естественно, работодатели предпочитают брать на вакантные места здоровых людей.

Значит, кроме права инвалида на труд нужен еще и механизм реализации этого права. Например, рабочие места, на которые охотно будут брать людей с ограниченными возможностями.

Существует точка зрения, что инвалиду не нужно работать – он не такой, как все, ему трудно выполнять простейшие действия, поэтому общество должно предоставить ему не работу, а содержание, льготы и освобождение от различных обязанностей.

Такой подход может только дискриминировать человека с ограниченными возможностями. Все дети, с раннего возраста стремятся вырасти и стать кем-то, они мечтают о карьере космонавта, учителя и т.д. Потом стремления детей меняются, и в определенный момент они выбирают себе профессию.

Общество, дающее инвалиду только льготы, стремится лишить его этой мечты, а вместе с ней возможности личностного роста, уважения к себе. Он обречен навсегда оставаться ребенком, потребителем, получающим от общества жилье, пищу, одежду и ничего не давать взамен.

Такую ситуацию необходимо изменить, и начать надо с отношения общества к «другим» людям. Заключение медицинской комиссии «нетрудоспособен» не означает, что инвалид не имеет права работать.

Нет, оно скорее указывает, что он не способен трудиться на обычном рабочем месте, и ему необходимы особые условия для работы.

Важно, чтобы для каждого ребенка – «нормального», одаренного, с ограниченными возможностями – был заранее определены вехи, которые он пройдет в жизни.

Родители должны быть уверены, что для их малыша существует детский сад, в котором он будет играть и учиться общению с детьми, школа, где он получит необходимые ему знания, работа, которую он будет выполнять с удовольствием и с ощущением, что он нужен обществу.

А разделение людей на так называемых «нормальных», «одаренных» и «инвалидов» должно быть не критерием «отбраковывания» одних и продвижения других, а способом выбора их жизненного пути.

Источник фото: Shutterstock

Источник: https://www.2mm.ru/malysh/zdorove-rebenka/363/rebenok-oligofren.-neizlechim-ne-znachit-obrechen

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.